* Ваш Тайный Советник

Новые рога российской музыки

В нашей стране воссоздан уникальный роговой оркестр

Сергей Поляничко – художественный руководитель и главный дирижер Российского Рогового Оркестра. За два года существования коллектива оркестр уже успел поиграть даже для королей и глав государств. На европейских и российских фестивалях роговая музыка постепенно становится «хитом».

Ни одно животное не пострадало

- Сергей, как вы лично увлеклись «рогами»? Ведь роговая музыка - довольно экзотичное ремесло?
- Сказать по правде, меня увлекли мои друзья-коллеги. Но любовь и уважение к этому ремеслу пришли сразу, хотя в первое мгновение все это выглядело для меня более чем странно. Роговая музыка и сам Роговой оркестр (его устройство) наверное, самое большое «музыкальное» впечатление в моей жизни.
- Роговой оркестр - это наследство диких предков, что-то вроде шаманской пляски с бубнами?
- Нет и еще раз нет. Самое распространенное заблуждение, будто инструменты, на которых мы играем, сделаны из рогов животных. Ничего подобного! Ни одно животное при создании инструментов для Рогового Оркестра не пострадало. Все инструменты сделаны из сплава меди и латуни потрясающим петербургским мастером духовых инструментов Владимиром Головешко. (Именно он однажды предложил мне совместно возродить звучание роговой музыки.) Сейчас трудно поверить, но Владимир сделал все инструменты за 53 дня и ночи. У нас в оркестре 74 инструмента, самый короткий из которых 7 см, а самый длинный - почти 3 метра. Формула каждого инструмента – его тайна.
- И все-таки, как же устроен роговой оркестр?
- Надо сказать, что устройство рогового оркестра и принцип игры в нем не имеют аналогов ни в Европе, ни в Америке, нигде на планете, это исключительно русский феномен. И думаю, что только русские могли изобрести такой дикий, жестокий, но абсолютно завораживающий, магически звучащий музыкальный аттракцион. Я бы сегодня охарактеризовал это как музыкально-цирковое искусство. Дело в том, что каждый музыкант оркестра играет только один звук – это основной принцип игры в роговом оркестре, который достался нам от предшественников из 18 века и который мы сохранили.
- Это немного отдает фантастикой…
- Представьте, что вы разобрали пианино по клавишам, пригласили 16 друзей и дали каждому от 3 до 7 клавиш, вы сели полукругом, поставили ноты, и каждый из Вас должен вовремя нажать свою клавишу. Только одну свою ноту. И длиться эта нота может меньше доли секунды, и находиться на любой доле такта, но не быть ее в произведении не может. И эта нота должна быть идеально стройной, ритмичной, иметь свой собственный характер, нюанс, штрих, динамику… И только тогда эта нота станет частью большого художественного целого, которое задумывается дирижером. Поверьте, здесь нет пределов совершенству… Представьте, что вы разобрали орган по трубам и трубочкам, пригласили друзей-музыкантов и каждый должен выдуть одну свою ноту… Вот это уже Роговой Оркестр.

Крепостное прошлое

- Как же возникла роговая музыка?
- Она появилась в 1751 году в Петербурге, когда чешский валторнист Ян Мареш организовал первый роговой оркестр для увеселения царицы. Идея Мареша была проста и гениальна: он изготовил инструменты, каждый из которых был чуть длиннее другого, за счет этого получился хроматический звукоряд, и появилась возможность музицировать. Каждый рог издавал только один звук, и Мареш составил из 90 таких инструментов целый оркестр. Играли в нем сначала16 музыкантов, а позже 300! Надо сказать, что первые песни были совершенно примитивными, но царица Елизавета была настолько восхищена и околдована звучанием роговой музыки, что при дворе сразу появилось два роговых оркестра. А уже дальше, следуя примеру царицы, роговые оркестры зазвучали во многих знаменитых домах Петербурга. Барская забава вошла в моду и превратилась в искусство, произведения значительно усложнились.
- У музыки были свои поклонники?
- Ещё бы! За короткое время роговая музыка стала феноменально популярна! Она звучала всюду, использовалась для светских мероприятий, народных гуляний, балов, охот. Для роговых оркестров писали самые известные в то время композиторы – Осип Козловский, Джузеппе Сарти, Евстигней Фомин... У роговых оркестров была еще одна особая ниша - они сопровождали официальные торжества, царские церемонии и дипломатические приемы. Считалось, что это производит особый эффект и помогает в переговорах на самом высшем уровне. Роговые оркестры существовали при Егерском и Конногвардейском полках. С роговой музыкой были связаны некоторые санкт-петербургские традиции, например, праздник «Невские Серенады», когда по каналам города и по Неве плавали лодки с роговыми оркестрами, и горожане могли насладиться чудесной музыкой прогуливаясь по набережным.
- И кто были музыканты?
- В старину роговой оркестр называли «живым органом». Живым потому, что механические меха органа были заменены легкими живых людей. В оркестре играли исключительно крепостные, и судьба этих людей была весьма трагической, многих убивали на рабочих местах, другие умирали молодыми от переизбытка меди в организме. У них не было имен собственных, каждого называли по ноте, которую он исполнял в оркестре. В старых полицейских сводках есть упоминание о задержании за драку двух музыкантов, которые представились как нарышкинский Cis и Fis.
- Почему же роговая музыка смолкла?
- Её золотой век продлился около 120 лет…Главные причины – отмена крепостного права, наступление эры симфонической музыки, появление новых музыкальных инструментов. Первая попытка возрождения рогового оркестра была предпринята бароном Штакельбергом, специально к церемонии коронования императора Александра III. Был изготовлен комплект инструментов, который хранится в Фонтанном доме, и является прототипом инструментов нашего оркестра. В последний раз Роговой Оркестр прозвучал на короновании Николая II, после чего медные рога были забыты.

Возрождение рогового феникса

- Как же эта музыка возродилась?
- В 1990 году усилиями артистов Мариинского Театра была предпринята первая попытка возрождения рогового оркестра. Мариинцы играли на музейных инструментах из комплекта барона Штакельберга. Были успешные концерты, сохранились уникальные записи, но сам оркестр долго не просуществовал. Настоящее возрождение роговой музыки связано с именем Владимира Головешко, уникального мастера, который изобрел способ изготовления роговых инструментов. Кроме того, Владимир придумал способ нотации роговой партитуры. Он - автор большинства аранжировок. Кроме него для нас пишут артист оркестра Иван Железнов и начальник оркестра штаба ленинградского военного округа Сергей Ежов. Хочу отметить, что нам очень помог протоиерей Артемий Скрипкин - настоятель Храма Святых Апостолов Петра и Павла при РГПУ имени Герцена. Он дал нашему оркестру кров над головой, очень верит в нас и благословил на возрождение роговой музыки…
- Я слышал, что вы выходите за рамки роговой музыки, играете вплоть до джаза…
- Да, это так. Но если обратиться к истории, станет ясно, что основной идеей Мареша было создание рогового ансамбля именно аккомпанирующего солистам. Однако чеху не удалось научить крепостных играть на сольных инструментах, поэтому от этой идеи пришлось отказаться. Мы - роговой оркестр 21 века. У нас у всех высшее музыкальное образование, многие из нас – лауреаты международных и всероссийских конкурсов. Мы молодые профессионалы. И мы очень гордимся, что мы смогли воплотить основную идею Мареша в жизнь. В нашем репертуаре есть «Адажио» Томазо Альбинони, «Болеро» Мориса Равеля, с участием многих солистов, и эти произведения являются визитными карточками Российского Рогового Оркестра. Но, разумеется, в нашем репертуаре большое количество произведений без солистов.
- Каковы успехи?
- За два года мы записали три диска. Расширили репертуар и феноменально скакнули в качестве игры, доказав, что Роговой оркестр - это интересно, достойно и художественно! Мы отыграли около шестидесяти концертов, выступали в Прибалтике и Израиле. Совместно с барочным оркестром «Pratum Integrum» мы исполнили в первозданном виде мелодраму Евстигнея Фомина «Орфей» на сцене Московского Международного Дома Музыки. Мы играли в филармониях Новгорода и Пскова, выступали на всех крупных сценах Санкт-Петербурга, включая Смольный и Мариинский театр, участвовали во всех значимых Петербургских фестивалях. И везде и всегда с огромным успехом. Сейчас мы имеем приглашения на крупные российские и зарубежные фестивали вплоть до 2010 года.
- Чем вы заняты сегодня?
- Сегодня мы заняты изучением новой программы, готовимся к нескольким гастролям и к записи нового CD. Кроме того, мы занимаемся поиском, восстановлением и аутентичным исполнением старинных партитур - их единицы. Сейчас идет работа над Реквиемом Осипа Козловского. Этот проект требует серьезного финансирования и больших творческих сил. Все это мы пока не сильно разглашаем, но вскользь скажу, что в этом произведении участвуют симфонический оркестр, роговой оркестр, большой хор, орган и четыре солиста.
- Кто ваша публика?
- Мы играли для королей, глав государств, министров, губернаторов, для почетных граждан Санкт-Петербурга и СНГ, для просто самых богатых и известных людей планеты. У всех у них есть в коллекции наши диски. И конечно, особая радость играть для простых горожан. Я часто вижу в зале знакомые лица, люди возвращаются на наши концерты снова и снова и это особенно волнует. На зарубежных гастролях самое удивительное - наблюдать, как публика меняется эмоционально от настороженного ожидания, недоверия, до удивления и восхищения. То, что мы делаем, я считаю личным подвигом каждого музыканта, ведь мы - горстка единомышленников-энтузиастов, не имеющая до сих пор стабильного финансирования.

Беседовал Дмитрий ОРЕХОВ

24 Март 2009

Другие статьи

30 Август 2016