* Статья из журнала "НОВЫЙ МЕЦЕНАТ"

Кто поможет энтузиастам, возрождающим уникальное явление русской музыкальной культуры

«Если бы я не слышал этого своими ушами, то считал бы это просто невероятным», — писал немецкий скрипач и композитор Людвиг Шпор, посетивший Россию в 1802 году, о феномене рогового оркестра. — Возникнув в эпоху Елизаветы Петровны, он сразу же стал неотъемлемой частью музыкальной жизни Петербурга.

...В 1751 году обер егермейстер С. К. Нарышкин решил усовершенствовать звучание грубых охотничьих рогов, пригласив для этой цели чешского валторниста Яна Мареша. Именно тому пришла в голову простая, но оригинальная идея — соединить обычные охотничьи рога различной величины, расположив их по хроматической гамме. Каждый рог мог издавать только один звук, а общее звучание оркестра отдаленно напоминало орган — и потому иностранцы прозвали его «русским органом». Роговой оркестр был непременным участником всевозможных празднеств знати — Строгановых, Нарышкиных, Голицыных, Долгоруких. Оркестрантов охотно приглашали не только в городские дворцы, но и на летние дачи: звуки рогов далеко разносились по воде, да и выглядел оркестр — шеренги музыкантов с блестящими духовыми инструментами длиной от десяти сантиметров до трех метров — эффектно. Был свой роговой оркестр и при дворе (со времен Елизаветы до времени Александра I). Не удивительно, что «царская музыка» (как иногда называли этот вид искусства) звучала даже на коронациях российских императоров. Граф В. А. Соллогуб под впечатлением от рогового оркестра Нарышкиных рассказывал: «Такая живая шарманка с ее эоловыми дуновениями внушала восторг. Но какова же была участь музыканта, имевшего по расчету свистеть в неизменную дырку неизменную нотку?.. Два члена этого диковинного оркестра попали в полицию. На вопрос, кто они такие, один отвечал: «Я нарышкинский До» (название ноты); другой отвечал: «Я нарышкинский Фа-диез».

Высокий уровень исполнения достигался жестокой муштрой. Недаром один из иностранных слушателей отметил, что подобная музыка «могла быть организована только в стране, где существует рабство». Роговые оркестры полностью исчезли в 1830 х годах. С тех пор попыток возродить роговую музыку не было более полувека. Самая удачная из них связана с именем Александра III, по указу которого в 1882 году был создан придворный роговой хор. А уж после революции 1917 года «русский орган» надолго замолчал. Только в самом конце XX века «царская музыка» зазвучала вновь. Инициатором ее возрождения стал трамбонист и дирижер Георгий Иванович Страутман, организовавший Роговой оркестр Мариинского театра. Мариинцы играли на подлинных, музейных инструментах. Состоялось несколько концертов, были сделаны записи. Идею подхватил петербургский валторнист Сергей Песчанский, создавший в 2002 году Русскую роговую капеллу. Все инструменты для коллектива изготовил петербургский мастер Владимир Головешко. Современные музыканты по-разному видят пути возрождения старинной русской традиции. Чуть больше года назад в Петербурге произошло по-своему знаковое событие — образовался еще один роговой оркестр! Его организатором, художественным руководителем и дирижером стал молодой и разносторонне одаренный Сергей Поляничко (на фото).

Талантливый валторнист, артист Мариинского театра, ученик В.М. Буяновского, выпускник Петербургской консерватории по классу профессора А. Е. Глухова, он параллельно занимался оперно-симфоническим дирижированием у легендарного профессора И. А. Мусина. Работал в качестве дирижера-ассистента в Монте-Карло и Кардиффе. Помимо этого, окончил Театральный институт и Петербургскую школу телевидения, работал ведущим на ТВ.

Ну а с 2006 года его любимым детищем стал амбициозный проект — «Российский роговой оркестр».
Помогает Сергею тот самый «музыкальный Левша» — Владимир Головешко, своими руками изготовивший 74 инструмента, составляющих арсенал нового оркестра. Владимир также занимается «высшей математикой» — на основе клавира сочинения создает «роговую» партитуру. Каждому исполнителю поручается от двух до пяти рогов, причем само их распределение представляет собой весьма нетривиальную задачу.

Сейчас в коллективе 25 молодых музыкантов. Это студенты и выпускники Санкт-Петербургской консерватории, артисты музыкальных театров и симфонических оркестров — большинство из них лауреаты российских и международных конкурсов. Добровольно, без плетки и кнута, к тому же совершенно бесплатно они все свободное время посвящают тяжелой кропотливой работе. Сергей называет свое детище музыкальным иллюзионом. Действительно, в исполнении виртуозных пассажей есть что-то магическое. По сути, роговой оркестр представляет собой разобранный орган. Только если на органе один человек играет на всех трубах сразу, то в оркестре к каждой трубе приставлено по исполнителю.

— Если в симфоническом оркестре исполнитель играет свою партию, то в роговом — каждому поручена своя НОТА, — напоминает он. — Музыкант ощущает себя не просто частицей потрясающего ансамбля, а клеткой живого организма. Ясно, что такое самоощущение требует не только музыкальных, но и человеческих качеств. Нужна необычайная точность в ритме, артикуляции и динамике, чтобы не выпасть из общей картины. Перед публикой как будто разворачивается процесс создания изысканного витража: каждый из нас должен поставить свое стеклышко в единственно возможном месте.

При подборе репертуара Поляничко явно не ищет легких решений. Оркестр исполняет и виртуозную увертюру Россини к опере «Вильгельм Телль», и требующие тонкого звукового баланса Адажио Альбинони и «Аве Марию» Каччини. Сергей стремится пополнить репертуар оркестра современными сочинениями и заказывает музыку молодым петербургским композиторам. А премьерное исполнение знаменитого «Болеро» Равеля на открытии фестиваля «Романтическая труба» в Малом зале Филармонии стало настоящим сеансом музыкальной магии!

В планы оркестра входит исполнение Реквиема композитора Осипа Козловского (1751 – 1831). Первая редакция этого монументального сочинения подразумевает участие рогового оркестра, из второй (1825) он исключен. На протяжении двух веков реквием исполнялся только во второй редакции (и то очень редко!), версия же с роговым оркестром звучала лишь один раз. Поиском и научным восстановлением партитуры занимались Музей театрального и музыкального искусства в Шереметевском дворце, Российская национальная библиотека и Российский институт истории искусств. Исполнение «Реквиема» — грандиозный дорогостоящий проект. Музыканты оркестра упорно работают над ним и верят, что при финансовой поддержке он будет воплощен.

Оркестр держится на энтузиазме исполнителей и творческом горении дирижера. Перед концертами репетируют по 3 – 4 часа в день. Игра в роговом оркестре, бесконечно сложная с технической и музыкальной точек зрения, тяжела и чисто физически. Известно, что духовики уходят на пенсию на пять лет раньше других музыкантов, а по нагрузке на жизненно важные системы организма их работа приравнивается к шахтерской. Как же нужно любить свой «музыкальный крест», чтобы после рабочего дня спешить в роговой оркестр на изнурительную репетицию!

— От всего сердца хочу поблагодарить людей, которые с самого начала поддержали нас, помогли выжить, встать на ноги и развиваться, — говорит Сергей. — Это прежде всего священник Артемий Скрипкин — настоятель храма Святых апостолов Петра и Павла при РГПУ имени А. И. Герцена, под кровом которого мы репетируем, и дирижер Мариинского театра Александр Поляничко — художественный советник оркестра; они талисманы нашего коллектива... И конечно, спасибо нашим слушателям за веру в нас и любовь к роговой музыке.

Сегодня в мире существуют только два роговых оркестра, причем оба в Петербурге. Поддержка этого редкого вида искусства должна стать и делом государственной важности, и предметом заботы меценатов. Музыкальный иллюзион, возрождающий елизаветинскую эпоху, представляется таким же символом России и города на Неве, как Медный всадник или Зимний дворец. «Русский орган» вновь звучит, завораживая россиян и иностранцев. Давно уже нет крепостного права, но никто не отменял стремления к совершенству и бескорыстного служения музыке.

Автор Настасья ХРУЩЕВА
главный редактор журнала "НОВЫЙ МЕЦЕНАТ" -
Аркадий СОСНОВ

29 Июнь 2008

Другие статьи

30 Август 2016