* «Ну вот, приехали, рогов понаставили»

В рамках фестиваля русской музыки, посвященного М.П. Мусорскому и Н.А. Римскому-Корсакову, впервые в Пскове состоялся концерт Российского Рогового оркестра из Санкт-Петербурга. Зрители были в восторге, потому что звучание рогового оркестра бесподобно по красоте и силе. Говоря простым языком, слушать такую музыку – все равно, что употреблять продукты, не содержащие генетически-модифицированных организмов. Перед концертом корреспондент ПсковИнформбюро встретился с художественным руководителем и дирижером Рогового оркестра Сергеем Поляничко...

- История Роговых оркестров началась в России в 1751 году, когда капельмейстер Ян Мареш догадался согласовать по полутоновому звучанию обычные охотничьи рога и соединить их в единый по тембру оркестр, - рассказывает Сергей Поляничко. - Изготавливались рога из листовой меди, каждый из них издавал один звук. Мареш составил из таких инструментов целый оркестр. Стало возможным исполнять самую разнообразную классическую музыку. Знаю, что в то время Роговые оркестры исполняли несложные пьесы Гайдна и Моцарта. В общем, на императрицу Елизавету Петровну звучание Рогового оркестра произвело сильное впечатление. Вскоре при дворе были созданы два Роговых оркестра. Появились они при Конногвардейском и Егерском полках. Следуя примеру царицы, Роговые оркестры имели такие знатные люди, как Строганов, Нарышкин, Разумовский, Орлов, Потёмкин, Юсупов и другие. Ни одно значимое событие не проходило без участия Рогового оркестра - дипломатические приемы, официальные торжества, царские свадьбы, балы, охота и народные гуляния. В России Роговые оркестры существовали 120 лет и исчезли после отмены крепостного права. Потому что играть в них - каторжный труд. Музыканты не имели имен, их звали также как и тональность инструмента, на котором играли. В игре нет никакого художественного процесса. Это просто фокус, потому что музыкант должен в определенное мгновение сыграть одну ноту. Если сфальшивил, то раньше за это избивали плетьми, а иногда просто убивали. Задача же дирижера - объединить разрозненные звуки в единое целое.

- Сколько в вашем коллективе музыкантов?
- На сегодняшний день 18 человек - выпускники и студенты Санкт-Петербургской консерватории. Кстати, среди них есть пскович Михаил Михеенков. В Псков приехали 15 музыкантов.

- А сколько в арсенале инструментов?
- На сегодняшний день мы изготовили 74 инструмента – комплект, который позволит нам исполнять музыку самой разной сложности. Мы можем играть гимны, сложные пьесы - «Болеро» Равеля, «Адажио» Альбинони, «Венгерский танец-5» Брамса. Также мы привлекаем солистов - в основном, духовиков. Очень рад, что нас поддерживают молодые исполнители Мариинского театра и Санкт-Петербургской филармонии. Конечно, привлекаем и вокалистов. Например, состоялось несколько прекрасных концертов с солисткой Зоей Журавлёвой и народной артисткой России Ольгой Кондиной.

Инструменты из латунного сплава в кратчайшие сроки, всего за 53 дня и ночи, изготовил мастер Владимир Головешко, который выступит сегодня в составе оркестра. Он пропадал в мастерской, бесконечно делая макеты. А мы ему, чем могли, помогали. Для изготовления инструментов нужен был конус, который не могли купить из-за отсутствия средств. Попросили в долг конус на заводе, чтобы сделать копию. Там отказали. Тогда, честно признаюсь, его украли и через несколько дней вернули. Никто пропажу не заметил.

- Где вы базируетесь в Санкт-Петербурге?
- В храме святых апостолов Петра и Павла при Российском государственном педагогическом университете имени Герцена. Когда-то его построили специально для глухонемых прихожан. Настоятель храма Артемий Скрипкин поддержал нас в период становления оркестра и дал нам кров прямо под алтарем. За это ему безмерно благодарны. И он же благословил нас и освятил наши инструменты.

- Кому пришла в голову идея возродить роговую музыку?
- Меня часто об этом спрашивают. Попыток возрождения было достаточно много. Например, пытались возродить Роговой оркестр ко дню коронованию Алесандра Третьего. В день коронования Николая Второго Роговой оркестр играл в Успенском соборе в мае 1896 года. После этого звук оркестра исчез практически на 100 лет. В 1990 году под управлением Георгия Ивановича Страутмана появился Роговой оркестр Мариинского театра. Тогда мариинцы брали напрокат в музее те самые инструменты XVIII века, которые сохранились чудом. Они дали несколько концертов. Но поскольку работа в Роговом оркестре отнимает слишком много времени, а у них было основное место работы в театре, то они постепенно это дело оставили. Спустя двенадцать лет в Петербурге Владимир Головешко в сотрудничестве с другим петербургским музыкантом Сергеем Песчанским организовал ансамбль, который называется Русская Роговая капелла. В 2006 году Владимир решил заниматься роговой музыкой самостоятельно и пригласил в оркестр меня и многих других музыкантов из нынешнего состава. Поэтому сейчас на планете существует два Роговых оркестра. Оба - в Петербурге. Русская Роговая капелла проповедует игру старых роговых оркестров. А мы пытаемся выйти за эти рамки, делаем аранжировки, расширяем репертуар. В общем-то, каждая наша песня - на вес золота, потому что требуется огромное количество времени, чтобы аранжировку воплотить в жизнь. И потом, Роговому оркестру нужна постоянная практика. Музыканты должны заниматься ежедневно и много.

- Наверное, ваш коллектив знаменит и уникален?
- Мы больше сами о себе печемся. Дело в том, что наш оркестр существует на полном энтузиазме. И конечно, это вызывает определенные трудности, потому что в течение двух лет нужно находить время собираться вместе. У всех же есть основное место работы в театрах и симфонических оркестрах Санкт-Петербурга. А один молодой человек занимается строительством космических кораблей. Когда он учился в школе, то играл на валторне. Но так получилось, что все мы увлечены одной общей, может быть, немного сумасшедшей идеей. Мы видим, что теряем время не зря. Кстати, в храме святых апостолов Петра и Павла состоялся наш первый концерт. Наши жены и родственники пытались выяснить, где мы пропадаем в свободное от работы время. А мы готовили для них сюрприз. Когда подготовили программу, то всех пригласили на концерт. Они были в шоке от удивления. Никто ж не знал, как звучит роговой оркестр. Вообще, люди неоднозначно реагируют на рога. Отсюда и казусы. Например, когда мы с концертом приехали в Голландскую церковь Санкт-Петербурга и там разложили инструменты, то одна женщина сказала: «Ну вот, приехали, рогов понаставили». Эти рога люди постоянно обыгрывают. Совсем недавно выступили с концертом в Москве, где исполнили мелодраму «Орфей и Эвридика» композитора Евстигнея Фомина в том виде, в каком она звучала двести с лишним лет назад. Надо сказать, что в Москве нас очень хорошо приняли. А 27 марта нас также пригласили выступить на сцене Мариинского театра, где откроется I Международный фестиваль «Брасс-вечера в Мариинском».

- Вы имеете какие-нибудь награды?
- Нет. Наша награда – овация публики. Это самое дорогое, что у нас есть.

Записал Анатолий СТАРОВОЙТОВ

29 Июнь 2008

Другие статьи

30 Август 2016